Получение TN визы

Как я получал TN визу (полное название у нее TN-1 visa) на границе в таможне Peace Arch, Blaine, WA.

Вообще-то это не совсем виза, т.к.в паспорт ничего не вклеивается и не надо ходить в американское консульство. TN выдается на границе. В паспорт скрепкой прикрепляется маленькая форма I-94 и ставится штампик с отметками TN, названием компании работодателя и датой окончания действия визы. После того, как виза истекла, надо эту I-94 сдать также на границе американским таможенникам.

Это уже вторая моя TN виза. Первую я получал в конце 2007 года в американской таможне аэропорта Vancouver. Может кто не знает, но в некоторых аэропортах Канады располагаются американские таможни. Если летишь в US, то «границу переходишь» прямо в аэропорту, еще не вылетев из Ванкувера.

В 2007 году адвокат, которого нанимала моя компания, настаивала, практически приказывала мне пересекать границу именно в аэропорту. Связано это с тем, что на сухопутной границе офицеры редко имеют дело с выдачей TN, а загрузка у них большая, очереди постоянно. Поэтому вероятность того, что офицеры завернут тебя, довольно высока.  Тогда я получил TN в аэропорту без проблем. Хотя потом пришлось потратиться на рент-кар, т.к.свою машину пригнал в US только через месяц.

А тут еще грянул кризис, рецессия. Везде на форумах американские ребята ругаются на H1B-ишников, что те отнимают у них работу. Президент не раз говорил, что все преференции будут американским работникам.  Это стало заметно, когда пришло время мне искать очередной контракт. В большей части позиций по BizTalk явно указывалось, что нужны только местные специалисты. Рекрутеры, как всегда, не читают резюме, и когда они звонили и узнавали, что мне нужна TN виза, то резко затухали. То есть я сделал вывод, что с выдачей TN тоже будут ужесточать режим.

Но, как ни странно, позиций по моему профилью сильно не убавилось. По BizTalk в основном ищут народ через Dice, Monster, поэтому я там и забрасывал сети. Но сработали не они.

Я еще пару месяцев назад прошел тех.интервью в RCCL (назовем ее условно так) во Флориду. Но потом мне сообщили, что позицию закрыли. Вообще они ищут спецов уже года три. То ли место не очень, то ли платят мало. Короче, опять возникла рекрутерша с этой позицией. Через час позвонил человек из самой компании. Я подтвердил, что позиция меня все еще интересует. Офер мне они прислали через неделю, но к тому времени я уже получил другой офер, который и выбрал.

Другой офер был из недалека, из Олимпии, что находится чуть южнее Сиэттла, и, кто не знает, как-никак а столица штата. И этот офер я выловил в LinkedIn. Там народ время от времени размещает объявления о найме. Причем в этот раз я наткнулся не на рекрутера, а на человека, непосредственно из компании. Компания девелоперская, небольшая, поэтому рекрутерам с меня ничего не досталось. Ну и не жалко их. Громаднейший плюс для меня тот, что из моего Ванкувера до Олимпии 3,5 часа езды, а не 5 часов лета, как до Флориды.

Так о чем я? О том как визу в этот раз получал.

Долго решал, идти через аэропорт или сушей. Решил, что и там и там — лотерея, поэтому… Суша победила.

В понедельник уже на работу.

Поэтому решил так: в субботу еду на границу, получаю (если все сойдется) TN и сразу возвращаюсь  домой.  А в воскресенье уже с вещами трогаюсь в Олимпию, 3 с половиной часа езды.

Но не вышло. Офицеры вроде начали со мною возиться, но потом решили, что не по закону так. После получения TN я не могу возвращаться в Канаду. Сначала я должен начать работу. А потом уже могу и в Канаду заехать. Заодно дали парочку полезных советов по моим документам.

Поэтому в субботу я поехал домой несолоно хлебавши.

Но нет худа без добра. Советы я учел, подготовился к воскресному мероприятию тщательнее.

У меня такой набор документов:

  1. письмо из компании доблестным американским таможенникам-погранцам-офицерам с просьбой выдать мне эту самую TN
  2. «эвалюация» моего диплома
  3. копия и заверенный перевод диплома
  4. копия и заверенный перевод вкладыша к диплому, с оценками
  5. копия и заверенный перевод зачетки, т.к. нужны не только оценки, но и количество часов, затраченных на предметы
  6. референсы. У меня их парочка от VP Microsoft, т.к. я Microsoft MVP. А к этому призу прилагается и такой вот референс.
  7. копии сертификатов. У меня MCAD, MCSD, MCTS (BizTalk)
  8. резюме
  9. копии разных ID, как то Driever license, BC CareCard, SIN
Я в субботу хотел 2-7, 9 доки только показать, не отдавать. Но офицер сказал, что им нужны эти документы насовсем.
Поэтому я в субботу сделал копии всех этих документов. Их и отдал. Хотя они не были заверенные, но благополучно прокатили.
Все было долго, но просто.
Офицеров внутри таможни в Peace Arch было человек тридцать, посетителей человек пять, хотя на улице очередь машин была минут на 50. Офицеры на меня вытаращились, стали между собою решать, кто займется этим чудом. Явно они с такого рода делами имеют дело чрезвычайно редко. Нашли крайнего, молоденького парнишку. Судя по погонам, совсем зеленый. Но деловой и спокойный.
Он постоянно консультировался у соседей офицеров и у начальников. Мне дали лист бумаги и заставили написать то, чем я буду заниматься на своей работе каждый день. Я бодро заполнил почти весь листок, спросил «достаточно?». Сказали «хватит», листок забрали, меня посадили на скамейку ждать. Что с этим листочком делали, я не знаю. Офицер что-то в компьютере своем ковырялся, консультировался, на меня иногда косился.
Все, больше вопросов не было. Нее, еще спросили адрес, по которому буду жить. Я сказал, что такого пока нет, что пока есть бронь в отеле, а адрес появится, когда срентую что-нибудь, они удовлетворились адресом компании. Потом заплатил $56. Тут у меня отлегло. Раз деньги берут, значит и TN выдадут.
В общей сложности просидел около часа.
Так я и не понял. Повезло ли мне или никакой удачи, все как и должно быть?
А пока пожелайте мне удачи в Олимпии!

=================================================================
[Дополнения от 2009-08-17]
Отвечаю на вопросы, поступившие в последнее время:

Вопросы:
1. Надо ли письма с прежних мест работы (если контрактор, то от заказчиков), что работали именно Computer System Analyst? При желании ведь это можно проверить в CRA ili CanadaService? Т.е. eсли в своем резюме сам пишешь, что работал именно Computer System Analyst, то какие-то еще бумаги со всех
прежних работ/заказчиков нужны?
+++ у меня не было таких писем. И не знал, что могут понадобиться. Был список референов с фамилиями, телефонами. 4 референса, как положено.

.. вроде пишет, что надо письмо от работодателя в US и дегри, а если нет дегри, то proven work experience as Computer System Analyst. Я понимаю, что сейчас, после 2х официальных работ в US вам канадские работодатели с их письмами не нужны, но самый первый раз как было?
+++ самый первый раз я спрашивал у лойера, нужно ли мне резюме переделывать под Аналиста. Она сказала, чтобы я не заморачивался. Но у меня все равно есть вариант резюме с Аналистом в моем пакете. Я там просто изменил названия должностей и убрал ссылки на языки программирования и на кодирование.

2. Вы показывали оценку WES, а не Trustforte, можно узнать, почему?
WES оценивает наш диплом как BSC (правда до 2000-2001 года оценивал как MSc) a Trustforte kak MSc, так что бачелор — лучше? Вызывал ли какие-то вопросы ваш диплом? Я когда делала себе визу в UK, я отправляла еще и израильскую оценку диплома (по уже указанной причине, place of origin никто не знает).
+++ Я так понял, что им по барабану, была бы фирма-эвалюейтор сертифицированная и все. Мастер или Бачелор? У меня эвалюировано как Мастер, по Бачелору не могу ничего сказать.

Зачетку показывать обязательно? У меня ее нет, когда мы уезжали, хорошо хоть дипломы отдали и grades list.
+++ Зачетка у меня переведена. Копия оригинала и перевода составляют значительную часть моего пакета документов. Все оригиналы у меня были под рукой.
FYI Зачетку выдают из Архива института через 7 лет после окончания. Оригинал на руках — это хорошо всегда.

У … вроде написано про degree and grades list, forеign degree evaluation. У вас зачетку на границе потребовали или вы просто сами решили показать, чтобы диплом сомнения не вызывал? Degree evaluation разве не достаточно?
+++ Больше = лучше. Зачем лишние вопросы?

3. Программистcкие сертификаты. Что-то я читала по англо-язычным форумам, что никакого намека на программисткие заслуги не показывать, ато не пустят. У меня сертификаты старые, уже устарели, а в Канаде я обленилась и сертификаты запустила. Если сертификаты дадут какой-то плюс, то я засяду делать, если на границе их лучше прятать, то это не срочно тогда. Хотелось бы определиться.
+++ У меня сертификаты по BizTalk плюс грамоты по BizTalk MVP. Плюс рекомендательное письмо от Microsoft Vice President (такое письмо положено всем MVP). Все в копиях. Работало это или нет — не знаю, но в пакете все было.

+++ Самое главное: пакет должен быть ТОЛСТЫМ (см выше список доков, которые у меня в пакете). Они сами сказали, «пакет, что останется у нас, должен быть ТОЛСТЫМ». В этом случае им проще прикрыть свою задницу, если каким-то проверяющим не понравится их решение дать вам визу. Это очевидно. Поэтому все копии надо делать на одной стороне листа. Надо вначале приложить список документов в пакете. Еще у меня были копии страниц паспорта, ID (SSN, SIN). Пакет толстый.

В первый раз я все копии переслал по и-мейл адвокату. Та их подшила и поставила свою печать, типа «подшитому — верить». И все подшитое вместе с письмом от фирмы-работодателя прислали мне. Так все и сдал на таможное.
Второй раз мне прислали одно письмо (по этому шаблону . Образец они передрали один к одному, не заморачиваясь.) И в этот раз никаких адвокатов не присутствовало в процессе.
Т.е.процесс в первом случае клиенту стоил м.б.и 5-значную сумму (по их словам), во втором случае — ноль. Результат одинаковый.

10 комментариев

Filed under Работа

10 responses to “Получение TN визы

  1. Peter

    Привет,

    А ты не мог бы по-подробней написать про “эвалюация” диплома? Их делаю конторы типа http://www.trustfortecorp.com/ ? Или как?

    И вопрос — а что есть заверенный перевод диплома? (Он переводился канадским или американским переводчиком?

    Спасибо!🙂

    • ganeline

      Я эвалюировал в wes.org. Не помню уже, почему, года три уже назад. Сразу запросил 2 копии. На таможне оставил копию, которую сам делал. Им оригинал или копия — без разницы.
      Заверенный перевод я делал смешно.
      Еще лет десять назад в России мне один дяденька, судя по всему профессор на пенсии сделал перевод. В России он был сертифицированным, но не здесь.
      А местный сертифицир.переводчик (я его нашел в русской газете) сказал, что перевод он замучиится делать, может просто заверить? Я согласился. Так он приложил бумагу, что «в силу свое компетенции подтверждает, что перевод сделан правильно, кроме…[список недочетов и неточностей, котрые он заметил]. Ну и все.
      Как и все заверенные копии, документ выглядит так: сначала страницы со сканами оригинального документа, потом страницы с переводом, потом бумага (на бланке) от сертифицированного переводчика, о том, что перевод бла-бла-бла. Все три — копии, которые я дома делал на сканере-принтере.
      Так для каждого из переведенных документов: диплома, вкладыша к диплому, зачетки.

      Кто не знает. В Российских вузах зачетку, оригинал, могут отдать насовсем тебе после 7 лет хранения в университетском архиве. Пишешь им заявление — все дела.
      Проще, чем запрашивать у них копию.

  2. Peter

    Спасибо за подробный ответ🙂

  3. Peter

    А как там дальше? (Ну виза у тебя есть, работа есть, почему блог не обновляешь? Не порядок🙂 )

  4. Ян

    А не подскажешь, как долго в wes.org делают evaluation?

    • ganeline

      Плохо запомнилось. Вроде около месяца все заняло. Или чуть меньше. Там одну бумажку прислали на красивом бланке. Не думаю, что это много работы.
      Повторяю, на таможню я отдал копию. Сделал сразу штук пять хороших цветных копий. Уже второй раз такая копия прошла без проблем.

      • Ян

        Понятно.

        Фигово, месяца у меня как раз нет.

        А им обязательно нужен evaluation? Перевод диплома и приложения их никак не устроит? Посольство Канады не потребовало evaluation, я по специальности математик (прикладная математика), по профессии программист, так что предоставлял только перевод.

      • Ян

        Я уже прочитал на сайте правительства — обязательно.

  5. лиля

    я не совсем пойму зачем нужна эта виза, вы живете в канаде и работаете в сша? tn это по идеи виза для иммиграции в сша

    • Leonid Ganeline

      Канадцам не нужна виза, чтобы въехать в США. Но работать канадцам в США нельзя без визы. TN виза — специальная виза, для канадцев и мексиканцев. Она не предусматривает иммиграцию. Если custom officer заподозрит иммиграционные намерения, ее не дадут. Есть еще рабочая виза H1B. Она дается гражданам любых стран и предусматривает иммиграционнные намемерения, т.е. находясь с нею в США, можно подаваться на грин-кард, к примеру. Но делать ее намного-намного сложнее, дольше и дороже, чем TN.

Добавить комментарий

